КПК Pocket PC, Palm, iPAQ, смартфоны
версия для кпк >

Коммуникаторы, смартфоны, КПК, GPS-навигация

Rambler's Top100
КПК (карманные компьютеры) Pocket PC, Palm, Qtek и другиеКоммуникаторы и смартфоны: обзоры, советы по покупке, характеристикиGPS навигация: Карта Москвы и GPS система для КПК и коммуникаторовСкидки и подарки при продаже КПК и аксессуаровОптовые продажи КПК, коммуникаторов и смартфонов
HPC.ru: КПК, карманные компьютеры, смартфоны
поиск:
Новости
Реклама
НОВОСТИ HPC.ru
RSSВсе новости

Аналитики не хотят списывать КПК на берег

[понедельник, 18 июля 2005 г, 15:55]
Аналитики не хотят списывать КПК на берег
Аналитики не хотят списывать КПК на берег

Модная ныне сентенция о скором исчезновении КПК как вида под натиском смартфонов и коммуникаторов стала звучать все чаще и нередко принимается едва ли не как аксиома. Действительно, данные практически всех мировых аналитиков показывают снижение темпов роста рынка КПК по сравнению с рынком смартфонов, источники расходятся лишь в оценке количественных показателей. Собственно, их сообщения и стали основой в чем-то даже панических высказываний о перспективах рынка. А между тем все не так просто. Аналитическая компания ITResearch исследовала реальную ситуацию на российском рынке этой продукции.

В России, по данным ITResearch, также наблюдается снижение темпов роста рынка КПК (см. рисунок), хотя в абсолютном выражении они весьма высоки и по этому показателю сегмент хорошо смотрится на фоне других сегментов ИТ-рынка.

Развитие рынка мобильных устройств, по сути, можно рассматривать как часть более глобальной тенденции - конвергенции ИТ-индустрии и традиционных рынков потребительской электроники. При этом в секторе традиционных КПК продажи растут и довольно бурно. Сегодня даже создается впечатление, что, будучи много лет «небольшим, но перспективным», этот сегмент, наконец, начинает реализовывать свой потенциал. Не стоит на месте и сектор смартфонов, темпы роста там еще выше. Наблюдается также интенсивное расширение товарной номенклатуры. За прошедший год на рынке коммуникаторов и смартфонов товарное предложение увеличилось вдвое. Это заметно выше аналогичного показателя для традиционных КПК. В результате доля смартфонов и коммуникаторов в структуре товарного предложения мобильных устройств за последний год значительно расширилась.

Вкупе это позволяет говорить если не о буме, то о резком росте этих сегментов рынка. В итоге неизбежно напрашивается вывод, что сегодня мы наблюдаем не процесс стагнации рынка КПК и замены карманных компьютеров «умными телефонами», а изменение позиционирования основных товарных групп как таковых. Наряду с перераспределением рыночных ниш идет прирост рынка в целом. И что более важно - рост происходит независимо по всем направлениям.

Де-факто на рынке мобильных устройств можно выделить две тенденции. Первая - изменение структуры, становление новой конфигурации сегмента "мобильных вычислений", которая включает как КПК, так и смартфоны (а возможно, и сверхкомпактные ноутбуки). При этом одни вендоры теряют свои позиции, другие, напротив, открывают для себя новые перспективы, и эти колебания вызывают вполне закономерные изменения в структуре рынка. Вторая - конвергенция КПК и смартфонов, превращение их в единое устройство (обычно такие модели называют уже коммуникаторами). Здесь есть свои сложности, но они не столько рыночного, сколько технического характера, идеологически же этот рынок ближе к рынку традиционных КПК.

Непростая конвергенция

Главная особенность сегодняшнего состояния «карманного» рынка в том, что это - ИТ-рынок и работающие на нем вендоры и реселлеры - преимущественно ИТ-компании. В то же время традиционные КПК как таковые довольно долго оставались нишевым товаром, невысокие объемы продаж компенсировались относительно большой маржой.

Но сегодня рынок изменился, причем радикально. Его современное состояние характеризуется невысокой маржой и при этом все еще немассовыми объемами сбыта (это никоим образом не противоречит вышеприведенным утверждениями о буме в данном сегменте, просто до массовости рынку КПК еще далеко, поскольку абсолютные объемы продаж в квартал составляют 40-50 тыс. устройств). В сочетании с невысокой (относительно сектора сотовых телефонов) частотой обновления модельных рядов (новые модели у большинства вендоров появляются в лучшем случае дважды в год) это означает, что, формируя политику закупок, реселлер должен очень точно просчитывать перспективы практически каждой модели, учитывая даже такие слабоформализуемые факторы, как мода и репутация устройства. Любой просчет тут чреват затовариванием складов и соответствующими потерями.

В секторе смартфонов ситуация несколько иная. Это рынок "сотовый", исторически большинство его участников пришли с рынка мобильной связи, где небольшая (если не сказать, минимальная) маржа и большие объемы - норма. Скорость обновления модельных рядов высока, выпуск новых моделей "мобилок" - процесс практически непрерывный. Поэтому стремительное развитие сектора смартфонов связано не столько с тем, что потребители внезапно осознали все плюсы таких устройств, сколько с естественными процессами смены модельных рядов у изготовителей сотовых телефонов. Поддерживать напряженный цикл обновления модельного ряда производителю "трубок" нужно в любом случае, и с недавнего времени (фактически последние год-полтора) в сегменте "трубок" high-end начали появляться именно смартфоны. До того роль технологической "приманки" для потребителя дорогих и мощных моделей играла Java (и возможность устанавливать игры, породившая огромную индустрию мобильных игр), но сегодня Java постепенно переползает в сектор моделей среднего, а в ряде случаев - и бюджетного уровня.

По сути, производители исчерпали возможности наращивания мощности телефонов в рамках традиционных платформ (как правило, это фирменные "прошивки") и были вынуждены обратиться к наработкам создателей смартфонов. В авангарде шли (и идут) компании Nokia и Sony Ericsson, два ведущих акционера консорциума Symbian, и в меньшей степени - Siemens (эта компания пока пытается притормозить прогресс, предлагая покупателям, правда, не очень успешно, "смартфоноподобные" модели). Процесс "смартфонизации" далеко не закончен, но, так или иначе, можно не сомневаться, что за год-полтора именно смартфоны станут основной продуктовых линеек в сегменте high-end практически для всех производителей. Все это сопровождается агрессивной рекламой "сотовых" вендоров на фоне практически отсутствующей (в России) рекламы КПК.

Поэтому неудивительно, что после того, как смартфоны были запущены «в канал» и заработал отлаженный механизм продажи сотовых телефонов, они сразу же заняли очень хорошие позиции. Это абсолютно естественно, поскольку, учитывая объемы рынка сотовой связи (по разным оценкам, около 5 - 6 млн. шт. в квартал), заняв примерно 0,4% этого рынка (все-таки, основная масса продаж сотовых телефонов приходится на недорогие массовые модели, тогда как смартфоны - устройства, преимущественно позиционируемые в ценовой нише «более $350»), смартфоны радикально изменили расстановку сил.

В действительности сегодня (и, надо полагать, эта ситуация сохранится в ближайшем будущем) потребительские аудитории смартфонов и КПК пересекаются мало. Большинство покупателей смартфонов - клиенты сотовых салонов, причем, как справедливо отмечают некоторые источники, не имевшие КПК. Они приходят покупать "продвинутый телефон", нередко не зная о его "смартфонной" природе. И даже после довольно длительного периода использования многие из них так и не догадываются о возможности установки на своем устройстве, скажем, дополнительного ПО. Достаточно часто встречается также ситуация, когда пользователь имеет и карманный компьютер, и смартфон. Почему они покупаются и насколько пользователь задействует каждое из устройств - его личное дело, но с точки зрения рынка он вносит свой вклад в развитие обоих секторов.

Решения переходного периода

Именно различный подход к оснащению населения мобильными вычислительными устройствами определяет сегодня развитие этого совокупного сегмента. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сложившееся мнение о противостоянии «смартфоны vs. КПК» - не более чем издержки переходного периода, связанные с тем, что ИТ-вендоры не имеют отработанных приемов работы с «сотовой» аудиторией и, напротив, «сотовики» не очень понимают, как работать с «айтишной». Яркий тому пример - оглушительный провал (в частности, и в России) смартфонов на базе Microsoft Smartphone - например, модели Motorola MPx200). Но с финансовой точки зрения оба сектора одинаково интересны.

Попытки разрешить эту коллизию привели к созданию концепции коммуникатора - карманного ПК со встроенным адаптером сотовой связи. Однозначно оценить это направление развития пока нельзя. С одной стороны, большого распространения такие модели (RoverPC S1 и S2, palmOne Treo 600/650, iPAQ 6315, GS XPlore G88, серия коммуникаторов i-Mate, отчасти - Sony Ericsson P800/900/910) не получили. С другой, некоторые из них, в частности, i-Mate, пользуются устойчивым спросом, причем даже несмотря на то что в России поставки этих устройств в основном идут по "серому", а не по официальному каналу. Хотя формально коммуникаторы объединяют в себе плюсы и КПК, и смартфона (крупный экран плюс мобильный интернет), с точки зрения потребителя у такого рода изделий есть и существенные недостатки. Прежде всего, это повышенные габариты и масса, довольно высокая цена и ряд чисто технических недоработок.

Последнее, надо полагать, скоро будет исправлено, ведь сейчас на рынке присутствуют первые поколения таких изделий, но существенного уменьшения габаритов ожидать не приходится. Кроме того, нельзя не отметить, что успеху коммуникаторов препятствует и рост популярности принципиально иного подхода к решению проблемы "всегда на связи" - персональных локальных сетей. Так или иначе, сегодняшнее положение с коммуникаторами - наглядный пример того, что успех в этом сегменте определяется не столько особенностями конструкции и даже не ценой "железки", сколько правильно выбранной идеологией развития и продвижения продукта.

Перспективы

Следует ли воспринимать ситуацию как признак скорой стагнации сегмента КПК? Наверное, все-таки нет. Если попытаться спрогнозировать развитие мобильного сегмента в среднесрочной перспективе, то с большой вероятностью мы увидим картину, где традиционные КПК "откусят" небольшой кусок у рынка сверхкомпактных ноутбуков (в данной области происходят очень интересные процессы взаимного проникновения, но это предмет отдельного обсуждения), а смартфоны займут ряд традиционных ниш КПК.

Полное вытеснение карманных компьютеров представляется маловероятным и еще и по той причине, что с точки зрения технических характеристик у смартфонов, как отмечалось, есть несколько существенных недостатков, из них основной - небольшой экран. Не говоря о том, что читать электронные книги (а это одно из основных применений КПК) удобнее на большем по размеру экране, есть и ряд чисто корпоративных задач, где достаточно крупный экран также необходим. Но главное - на рынке есть место всем. В России проникновение даже настольных ПК еще относительно невелико, различные источники указывают на цифры от 10 до 30%. Для мобильных ПК эта цифра ниже примерно на порядок, проникновение же карманных компьютеров и смартфонов, по разным оценкам, - десятые доли процента (особенно в регионах). В условиях, когда не еще охвачена и сотая часть потенциально возможной покупательской аудитории, вряд ли стоит говорить о стагнации.

Прочитать полную версию статьи «Смартфоны: вместе или вместо КПК? Тенденции и перспективы развития рынка карманных устройств» можно в сборнике "Бестселлеры IT-рынка". 2005. N2 с. 25 по адресу - www.itresearch.ru/index-sv.htm.

Источник: Бестселлеры IT-рынка Добавил: HPCru
Реклама


HPC.ru Главная | Каталог КПК | Программы для КПК | Каталог аксессуаров для КПК | Обзоры КПК, тесты, статьи
Новости | Форум | Отдел разработок | Тех. поддержка | Ссылки | Пропал КПК
Цены | Где купить | Для дилеров | Для прессы
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения редакции HPCru. Правила.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь: hpcru@hpc.ru
Москва, ул. Школьная, д.47 (495) 737-3366

Copyright © 1997-2013. "Компьютер на ладони". Поддержка проекта осуществляется компанией МакЦентр. Пишите: hpcru@hpc.ru
Apple компьютеры, Mac OS новости, Полиграфическое оборудование - МакЦентр
Смартфоны и телефоны в Интернет-магазине PalmStore | Электронные книги (eBook)
GPS навигаторы | Регистраторы
iProfi - магазин Apple Mac, MacBook, iPad, iPhone
GPS-навигаторы PocketNavigator | Аксессуары для коммуникаторов PocketNature
Бесплатные программы для Palm
Rambler's Top100