КПК Pocket PC, Palm, iPAQ, смартфоны
версия для кпк >

Коммуникаторы, смартфоны, КПК, GPS-навигация

Rambler's Top100
КПК (карманные компьютеры) Pocket PC, Palm, Qtek и другиеКоммуникаторы и смартфоны: обзоры, советы по покупке, характеристикиGPS навигация: Карта Москвы и GPS система для КПК и коммуникаторовСкидки и подарки при продаже КПК и аксессуаровОптовые продажи КПК, коммуникаторов и смартфонов
HPC.ru: КПК, карманные компьютеры, смартфоны
поиск:
HPCru -> Библиотека -> Подстрелен на взлете?
Реклама
Новости

Подстрелен на взлете?


КПК Pocket PC, Palm, коммуникаторы Авторы, перевод: Александр Корсунский Дата статьи: 13.02.2001
 1   2   3   > Содержание Содержание статьи   Версия для печати Версия для печати
Обзоры КПК Скачать в формате: iSilo - iSilo HiRes  

Спутник
17 марта 2000 г. в соответствии с решением Суда по банкротствам Соединенных Штатов международный консорциум Iridium LLC объявил о прекращении деятельности и предоставления услуг системы глобальной спутниковой голосовой связи Iridium. Так завершилась история одного из самых дерзких телекоммуникационных проектов конца ХХ века. О судьбе Iridium журналисты, увлеченные поиском "жареного", писали довольно много. Только ленивый не пытался высмеять техническое решение, на многие годы опередившее свое время. Что же произошло на самом деле? Почему судьба и время были так неблагосклонны к проекту, который решал глобальную задачу установление связи в любое время с любой точкой земного шара?

Напомню, Iridium была единственной системой, предоставлявшей услуги голосовой связи в любой точке земного шара. В этом было ее основное преимущество перед действующей системой Inmarsat и недавно введенной в эксплуатацию системой Globalstar, не обеспечивавших связь в приполярных областях (Globalstar не устанавливала ее и в океанских акваториях).

Слишком дорогое удовольствие

На разработку, создание и ввод в эксплуатацию системы консорциум Iridium израсходовал более 5 млрд. долл. Время окупаемости проекта составляет 5—7 лет, и, по расчетам, эксплуатация системы должна была приносить ежегодно порядка 1 млрд. долл. прибыли при наличии 1 млн. абонентов. Но такого количества абонентов система привлечь не смогла, а первоначальные затраты были огромны.

Чтобы их окупить в реальные сроки, маркетологи Iridium не придумали ничего лучшего, как задать сверхвысокую цену за подключение, терминал и трафик. Однако для большинства потенциальных абонентов эти тарифы оказались непосильными. Итогом эксплуатации системы в первом полугодии 1999 г. стало возбуждение дела о банкротстве консорциума Iridium.

Процедура банкротства консорциума Iridium заняла около 7 месяцев и состояла из нескольких этапов. На первом была проведена ревизия финансового положения компании, в ходе которой ревизоры выявили огромный (более 400 человек) штат в центральном офисе с непомерными должностными окладами. Не правда ли, бюрократия во всем мире имеет блестящие способности к размножению и благоустройству?

Следующий этап — пересмотр долговых обязательств. Один из возможных вариантов предполагал увеличение уставного капитала. Для этого требовалось убедить владельцев акций инвестировать дополнительные суммы. Однако разуверившиеся в успехе инвесторы от такого шага отказались. В результате Iridium был выставлен на открытый аукцион. Здесь-то и появился богач МакКоу, выделивший 100 млн. долл. на поддержание системы в качестве залога своего участия в аукционе. Как оказалось впоследствии, это была только игра. Ни о какой реальной сделке речь не шла. И вот 17 марта Суд по банкротствам принял решение о ликвидации консорциума.

Потери инвесторов действительно велики. Но не всех. Motorola хоть и понесла определенные материальные издержки, все же приобрела солидный капитал. Во-первых, компания накопила неоценимый опыт создания системы глобальной космической связи. Создан коллектив специалистов, который имеет колоссальный научно-технический задел. Отработаны программный комплекс, система межспутниковой связи.Во-вторых, впервые были решены многие вопросы правового регулирования, особенно касающиеся межгосударственного уровня.

О высоком авторитете Motorola именно в данной области можно судить по тому, что за время, прошедшее с начала процедуры банкротства консорциума Iridium, компания получила ряд контрактов на создание спутниковых систем передачи голоса и данных.

Motorola, как и другие инвесторы, предварительно застраховав свои инвестиции и оценив реальную ситуацию как тупиковую, не нашла лучшего решения, чем самоустраниться.

Как будет завершено существование системы Iridium, до сих пор не ясно. Постепенно закрываются станции сопряжения. Но в настоящее время система остается работоспособной, поскольку для этого достаточно одной функционирующей станции. Только на проведение работ по затоплению спутников Motorola запросила 80 млн. долл. Источник финансирования этих работ пока не найден.

Кто виноват?

Анализируя историю проекта Iridium, можно выделить два аспекта — технический и организационно-экономический.

При создании любой технической системы, а уж тем более проекта класса Iridium, на этапе проектирования невозможно учесть все детали, предусмотреть все варианты. В ходе отладки Iridium, а также при ее эксплуатации были выявлены просчеты как в структуре системы, так и в принципах функционирования ряда подсистем.

По-видимому, одной из ошибок проектировщиков было создание жесткой схемы, предполагающей модернизацию. А поскольку от начала разработки до начала коммерческой эксплуатации прошло около 10 лет, то, естественно, назрела необходимость коррекции ряда основных параметров, а то и концепций. Выполнить такую доработку, в частности повысить проектную скорость передачи данных 2,4 кб/с до 9,6 или хотя бы до 4,8 кб/с, не удалось.

Среди основных технических просчетов наши эксперты отметили:

  • неоптимальный выбор высоты орбиты;
  • недостаточную энергетику абонентских терминалов;
  • нечеткую "передачу" абонента от одного спутника к другому;
  • невысокое качество вокодера, используемого в абонентском терминале;
  • большое время запаздывания сигнала для ряда территорий;
  • низкую скорость передачи данных;
  • сложность системы в эксплуатации.

Какие последствия имели те или иные технические просчеты — это отдельная тема. Но, очевидно, что в итоге все они снизили качество предлагаемой абоненту услуги. Желающих платить тысячи долларов за невысокое качество связи оказалось немного.

В процессе создания и отладки системы не удалось избежать и организационных просчетов. Одним из организационных просчетов следует считать то, что заказчик (Iridium LLC) был зависим от подрядчика (Motorola). Напомню, что 18,8% акций Iridium LLC принадлежало той же Motorola. Образовался порочный круг, когда все решения принимались у исполнителя, а у заказчика даже не было подразделения, контролирующего ход выполнения проекта.

Естественно, вся техническая информация стала прерогативой специалистов Motorola. Cпециалисты из компаний-операторов системы Iridium не имели доступа к деталям проекта на всех этапах его внедрения.

Очевидно, что на стадии отладки требовалась открытая, откровенная дискуссия: возникали проблемы, и часть из них было возможно устранить. Однако ни одного семинара по проекту проведено не было, более того, по словам сотрудников Iridium-Евразия, сама возможность технической дискуссии не допускалось.

Как выяснилось впоследствии, в систему изначально был заложен ряд спорных технических решений. Только в процессе эксплуатации специалисты Motorola убедились, что при реализации системы не все пункты технического задания на систему выполнены. Хотя об этом еще на стадии разработки предупреждали многие эксперты, и в частности, российские.

Очевидный промах был допущен при запуске Iridium в коммерческую эксплуатацию. Он был широко разрекламирован и запланирован на 23 сентября 1998 г., однако задолго до этого срока специалистам стало ясно, что ни технически, ни организационно система не подготовлена. Когда же рекламный маховик раскрутился на полные обороты, выяснилось, что Iridium и все региональные операторы попросту не готовы к коммерческой эксплуатации системы.

По мнению экспертов, отсутствовала разумная координация работы региональных станций сопряжения. Единый центр, осуществлявший общую координацию работы системы, с этой задачей не справился, а свести регионалов напрямую не захотели. Это приводило к сбоям при обслуживании клиентов из других регионов.
 1   2   3   > Содержание Содержание статьи   Версия для печати Версия для печати

Источники, материалы:
      Web Модус


Обсуждение статьи в форуме

Содержание статьи
Слишком дорогое удовольствиеСлишком дорогое удовольствие
Кто виноват?Кто виноват?
Маркетологи подвелиМаркетологи подвели
Уроки Iridium-ЕвразияУроки Iridium-Евразия
Все к лучшему сверх всяких ожиданийВсе к лучшему сверх всяких ожиданий
Рынок спутниковой связи сегодняРынок спутниковой связи сегодня
Информация для будущих абонентовИнформация для будущих абонентов
Спутниковая подвижная связь — что впереди?Спутниковая подвижная связь — что впереди?
Реклама


HPC.ru Главная | Каталог КПК | Программы для КПК | Каталог аксессуаров для КПК | Обзоры КПК, тесты, статьи
Новости | Форум | Отдел разработок | Тех. поддержка | Ссылки | Пропал КПК
Цены | Где купить | Для дилеров | Для прессы
Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения редакции HPCru. Правила.
По вопросам размещения рекламы обращайтесь: hpcru@hpc.ru
Москва, ул. Школьная, д.47; (495) 737-3366

Copyright © 1997-2015. "Компьютер на ладони". Поддержка проекта осуществляется компанией МакЦентр. Пишите: hpcru@hpc.ru

Apple компьютеры, Mac OS новости, Полиграфическое оборудование - МакЦентр
Смартфоны и телефоны в Интернет-магазине PalmStore | Электронные книги (eBook) | GPS навигаторы | Регистраторы
iProfi - магазин Apple Mac, MacBook, iPad, iPhone
GPS-навигаторы PocketNavigator | Аксессуары для коммуникаторов PocketNature | Бесплатные программы для Palm

 Rambler's Top100